Купала — один из главных праздников народного календаря и, пожалуй, самый загадочный. В наши дни скорее принято соотносить этот летний день с церковным праздником — Рождеством Иоанна Крестителя. Однако существует множество научных свидетельств дохристианского происхождения этого праздника.
Само название подсказывает нам те архаичные смыслы, которые наши предки вкладывали в купальские песни и обряды. Так, в народных песнях, приуроченных к летнему солнцевороту, часто звучит припев со словами «Купала на Ивана».
Давайте разберёмся, что это обозначает, опираясь только на факты :
Слово «Купала» - впервые встречается в XI веке на граффити Nº78 Софийского Новгородского собора, где написано «На Купалия».
Русский этнограф XIX века М. М. Забылин пишет следующее: «Словопроисхождение слова «Купало» производят от глагола «купать», от слова «купанье», так как с этого только времени начинается весеннее купание в открытых водах. Или от «купы» — от зажигаемого хвороста; от «копания» кореньев и плодов». Таким образом, мы имеем три варианта происхождения этого слова, раскрывающих обрядовую основу праздника: купание, разжигание костров, сбор лечебных трав и кореньев.
Купалой часто называли чучело, которое являлось персонификацией самого праздника. Важно, что к этому персонажу обращались исключительно в дни празднования солнцеворота, поэтому, также как и Коляда, Купала не является языческим божеством.
Второе слово в названии — «Иван» - пришло от христианской традиции: в народе Иоанна Крестителя называли Иван-травник, что отсылает нас к распространенной традиции собирания лечебных трав именно в ночь летнего солнцестояния.
В зависимости от регионального диалекта, название праздника варьировалось.
Само название подсказывает нам те архаичные смыслы, которые наши предки вкладывали в купальские песни и обряды. Так, в народных песнях, приуроченных к летнему солнцевороту, часто звучит припев со словами «Купала на Ивана».
Давайте разберёмся, что это обозначает, опираясь только на факты :
Слово «Купала» - впервые встречается в XI веке на граффити Nº78 Софийского Новгородского собора, где написано «На Купалия».
Русский этнограф XIX века М. М. Забылин пишет следующее: «Словопроисхождение слова «Купало» производят от глагола «купать», от слова «купанье», так как с этого только времени начинается весеннее купание в открытых водах. Или от «купы» — от зажигаемого хвороста; от «копания» кореньев и плодов». Таким образом, мы имеем три варианта происхождения этого слова, раскрывающих обрядовую основу праздника: купание, разжигание костров, сбор лечебных трав и кореньев.
Купалой часто называли чучело, которое являлось персонификацией самого праздника. Важно, что к этому персонажу обращались исключительно в дни празднования солнцеворота, поэтому, также как и Коляда, Купала не является языческим божеством.
Второе слово в названии — «Иван» - пришло от христианской традиции: в народе Иоанна Крестителя называли Иван-травник, что отсылает нас к распространенной традиции собирания лечебных трав именно в ночь летнего солнцестояния.
В зависимости от регионального диалекта, название праздника варьировалось.
Так, в народе встречаются следующие названия: Иван Купала, Иванов день, Купайло, Иван-купальник, Ведьмин Иван, Иван Злостный, Иван-Ведьмак, Иван Колдунский и другие варианты.
А вот почему в названии появляются ведьмы и колдовство — читайте в следующей публикации.
А вот почему в названии появляются ведьмы и колдовство — читайте в следующей публикации.